Молодёжный сленг и культура речи

Введение

Я выбрал эту тему не случайно. Молодежный сленг – особая форма языка, одна из составляющих процесса его развития, пополнения, многообразия.  Жаргонные слова и обороты не являются чем-то новым в нашей речи и возникли они не вчера.

Я решил рассмотреть проблему употребления  жаргонных слов, так называемого сленга.

Исследование проводилось среди подростков. Полученный материал характеризует среду, в которой происходит взаимодействие между людьми разного возраста. Своей целью я поставил изучение особенности речи современных подростков. А задачей — выяснение причин появления жаргонизмов; классификацию  жаргонных слов и выражений подростковой лексики; составление  «Словаря жаргонизмов».

Объектом моего исследования стала языковая среда моих ровесников, обучающихся в колледже, в частности сленга, который оказывает большое влияние на формирование культуры речи подростков.

Чтобы составить полное представление об этом явлении, я изучил специальную литературу, беседовал со студентами и преподавателями, провел анкетирование. Все это было проделано в течение длительного времени  в несколько этапов в порядке, о котором я сказал выше.

То, что мне удалось систематизировать имеет, считаю, практическую значимость. Материал может быть использован  на факультативах  по русскому языку, в группах с углубленным изучением, на классных часах, уроках русского языка при изучении темы ««Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления».

Итак. Вся лексика того или иного языка делится на литературную и нелитературную. К литературной относятся книжные слова; стандартные разговорные слова; нейтральные слова и другое.

Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке. С помощью сленга говорящий пытается наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции.

Причины появления

молодёжного сленга

Изучая причины распространения сленга среди современной молодежи, можно прийти к выводу, что основными из них являются современная поп-культура; увлечение молодежи европейской, особенно американской культурой; интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии; низкий уровень воспитания в семье.

Источниками пополнения молодёжного сленга так же, как и источниками пополнения общего сленга, являются иностранные языки, заимствования из языка музыкантов и спортсменов. Просто смысл отдельных слов нормальной речи переиначивается.

В молодёжном сленге выделяется лексическая группа, которая является его «ядром» — входящие в нее единицы реализуются в речи большинства без каких-либо ограничений.

Носители молодёжного сленга – это люди 12-25 лет.

Школьный сленг включает в себя наименования учебных предметов, школьных оценок, некоторых школьных помещений, отдельных работников школы, видов учебной деятельности.

В лексике жаргона обучающихся существуют две крайности: с одной стороны, чёткость и конкретность данных определений: тормоз – медлительный. С другой стороны, размытость значений.

В последние годы этот жаргон очень активно пополняется компьютерной лексикой: хакер, чайник, завис, скинь на флешку и т.д.

Ещё одной особенностью молодёжного жаргона является его обновляемость. Меняются поколения, меняется и жаргон.

Практический аспект

исследования

Для изучения проблемы употребления в русском языке жаргонных слов мною было опрошено 40 человек в возрасте от 10 до 16 лет. Наблюдение за речью обучающихся показало, что дети, к сожалению, используют в своей речи жаргонные слова, которые не являются общеупотребительными,  то есть их не следует употреблять в общественных местах.

На вопрос анкеты «Зачем я употребляю жаргонные слова?» подростки дали такие ответы —

чтобы:

меня понимали сверстники –  25%;

не отстать от жизни – 27 %;

сэкономить время при общении – 6%;

вписываться в ту или иную компанию – 5%;

поддержать разговор –  8%;

выразить свои эмоции и чувства – 3%;

выглядеть более крутой (ым) – 44%;

со мной было интересней – 6%.

Результаты следующего опроса показали, что эталоном речи для многих подростков является речь их одноклассников, а также старших товарищей.

Вот что об этом они написали в анкетах: «слышал в школе от одноклассников», «из Интернета», «от старших друзей», «от родителей». Но кроме субъективных существуют объективные причины.

Это: стремление СМИ завоевать популярность любой ценой; низкий уровень речевой культуры;  снижение интереса к русской классической литературе; изменение нравственных ориентиров.

Для одних людей жаргон – это игра со словом, для других – стиль и норма общения, для третьих – своеобразная дань времени. Для меня такой вид речевого общения является неприемлемым.

Результаты исследования

Показательно то, что  подростки не считают жаргонные слова каким-то злом.  Данные, полученные в ходе исследования, подтверждают, что наблюдается тенденция к возрастанию уровня  использования сленга в повседневной речи молодёжи. Сленг был, есть и будет в молодёжной лексике. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, риторический. Речь современного подростка совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость. И не стоит призывать ребят давать «торжественное обещание» никогда не употреблять слова молодежного жаргона. Гораздо важнее, на мой взгляд, заставить каждого задуматься над тем, как он говорит, какие слова употребляет, насколько целесообразно использование в его речи жаргонных слов.

Заключение

В результате работы я пришёл к выводу, что жаргонные слова оказывают негативное влияние на развитие интересов подростков; засоряют наш язык и мешают нормальному общению  людей разных поколений; употребление заимствованных слов можно оправдать лишь наполовину, так как, предположим, подростковая группа воспринимает некоторые слова с трудом и в силу своего возраста и «необразованности» часто стремиться употреблять англицизмы, чтобы казаться модной и современной.

Но все-таки страшно то, что русский язык получает освобождение от любой морали. Кто-нибудь из нас понимает последствия этой свободы? А ведь нужно над этим задуматься…

Тем, кто желает исключить из речи жаргонизмы, советую читать хорошую литературу; включить самоконтроль за речью, своей и чужой; не употреблять бездумно и повсеместно англицизмы, так как  они засоряют речь.

С другой стороны — не нужно полностью искоренять заимствованные слова, так как это исторически сложившийся факт, который нам не под силу изменить. В нашем языке очень много «чужих» слов, но они устойчиво вошли в нашу речь, и порой сложно подобрать  русский синоним, столь тонко и полно отражающий суть.

Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, в том числе и культуры речи.

Виктор Христич,

автор исследовательского проекта, выпускник Ленинградского технического колледжа 2019 года.

 


Читайте другие материалы рубрики: Главные новости, Общество